Верховный Суд РФ признал правомерным требование о прохождении НОК физическим лицом, сведения о котором внесены до 31.08.2022 в НРС, до истечения 5 лет со дня повышения им квалификации по направлению в области строительства
Ассоциация профессиональных организаторов работ в строительной отрасли (ПОРСО) обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим п. 5 Перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов, утвержденного приказом Минстроя России от 15.04.2022 № 286/пр (Перечень), – непрохождение независимой оценки квалификации (НОК) в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» физическим лицом, сведения о котором включены в соответствующий национальный реестр (НРС) до 31.08.2022.
ПОРСО полагала, что п. 5 Перечня противоречит п. 4 ч. 10 ст. 55.5-1 ГрК РФ, нарушая права и законные интересы физических лиц, являющихся членами ПОРСО, и оказывая негативное влияние на планирование их профессиональной деятельности, а также на их взаимоотношения с работодателями (сокращение с 5 лет до 1 года срока, в течение которого специалисты, включенные в НРС, обязаны пройти НОК).
Минстрой России и Минюст России возражали относительно доводов административного истца, указывая на соответствие оспариваемого нормативного правового акта действующему законодательству, принятие данного акта в пределах предоставленных полномочий, отсутствие нарушений прав и свобод ПОРСО (поддержано Генеральной прокуратурой РФ).
Отказывая в удовлетворении административного иска, Верховный Суд РФ в решении от 06.12.2023 по делу № АКПИ23-830 (ссылка) установил следующее:
* Перечень издан компетентным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему законом полномочий с соблюдением требований законодательства относительно принятия нормативного правового акта (введения в действие, порядка государственной регистрации и опубликования) (ч. 13 ст. 55.5-1 ГрК РФ, п.п. 1, 4, 5.2 Положения о Минстрое России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1038, Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009);
* пункт 5 Перечня учитывает ранее применяемые минимальные требования к специалистам, сведения о которых включены в НРС, до введения новых требований (до 31.08.2022), не ограничивает права физических лиц, включенных в НРС до 01.09.2022, и не сокращает срок, в течение которого указанные специалисты обязаны пройти НОК, а лишь регулирует вопрос исключения таких граждан из НРС в связи с внесенными изменениями в ГрК РФ, и физические лица вправе направить информацию о дате своего последнего повышения квалификации с приложением подтверждающих документов в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в любое время, но не позднее 31.08.2022 (ч.ч. 1, 2, 7-10 ст. 55.5-1 ГрК РФ).
Таким образом, п. 5 Перечня не содержит предписаний, противоречащих действующему законодательству и не предусмотренных федеральным законом ограничений, изложен понятным и доступным образом, отвечает критерию правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.
Источник: