Счастье дарить города

Северное строительство отличает не только работа в условиях короткого лета и лютой стужи длинными зимами. Строить на Крайнем Севере, в первую очередь, тяжело потому, что слишком уж далеко от северных городов и поселков находятся заводы железобетонных конструкций и слишком уж издалека сюда приходится завозить строительные материалы. О строительных реалиях Ямала рассказывает председатель правления некоммерческого партнерства «Союз строителей ЯНАО» Михаил Бабийчук.

- Михаил Владимирович, Союз строителей Ямала - организация молодая, создана три года назад. Период становления прошел?

- Союз строителей ЯНАО сейчас находится в десятке лучших организаций России. Одна из основных сегодняшних задач Союза - завершить актуализацию всех строительных норм и правил. Со временем ведь меняется и структура материалов, и структура механизмов, меняется и структура самого процесса строительства. В июле этого года планируется закончить формирование СНиПов по всем направлениям работ.
Еще одна важнейшая область деятельности Союза строителей - контроль стандартов качества строительных работ. До сих пор некоторые организации к соблюдению этих стандартов относятся, что называется, спустя рукава. Мы же на Ямале поставили перед собой цель - заставить все компании, работающие в регионе, соответствовать самым высоким стандартам качества.
Этому будет способствовать и непременная переаттестация инженерно-технических работников. Они должны регулярно подтверждать соответствие своей квалификации современным требованиям. Аттестационные комиссии начнут работать на базе филиалов Союза строителей в Ноябрьске и Новом Уренгое.

- Самые важные для ямальских строителей объекты сегодня - это, наверняка, жилье...

- Конечно же, самая важная задача, которая стоит перед строителями Ямала, строительство жилья и объектов социально-культурного назначения. В этом году планируется сдать в эксплуатацию около двухсот тридцати тысяч квадратных метров жилой площади. Все условия для этого созданы. Уверен, что с этими планами строители вполне в состоянии справиться. Тем более, что многие организации плотно взаимодействуют с окружным Фондом жилищного строительства.

- В чем заключается это взаимодействие?

- В основном в том, что жилье строится в рамках тех условий и стандартов, которые необходимы для ямальцев. Это касается и вопроса ценообразования на жилье, и приоритетов возведения бюджетного жилого фонда для переселения из ветхих и аварийных домов.

- Как регулируется цена квадратного метра жилой площади в ямальских городах и районах?

- В каждом населенном пункте стоимость новостроек разная. Цена квадратного метра складывается с учетом тех всех составляющих организации строительных работ: транспортной инфраструктуры, инженерных сооружений, стоимости энергетики и так далее. Но при этом правительство региона добилось от строительных фирм понимания того, что никто не позволит на Ямале задирать цены и наживаться на новостройках вне всяких правил и норм. Для этого потребовалось провести большую работу по мониторингу действительных расходов строительных предприятий.

В последнее время много сложностей у ямальских строителей возникает с доставкой стройматериалов, особенно - в отдаленные поселки округа. Много задержек происходит по вине железнодорожников. Да и цены на железнодорожные перевозки продолжают расти. Правительству Ямала удалось немного урегулировать вопросы перевозки инертных и сыпучих грузов, которые необходимы в основном для дорожного строительства. Остальные стройки по-прежнему лихорадит из-за несвоевременных поставок стройматериалов. Особенно негативно это сказывается на малом и среднем бизнесе. Малым предприятиям добиться соблюдения графика поставок самостоятельно практически невозможно. Поэтому в этом году мы будем стараться доставить как можно больше стройматериалов речным транспортом. Тем более, что это намного дешевле. Но конечно, необходимо будет серьезно перестроить эксплуатацию баз речного флота и организовать доставку грузов от них автомобильным транспортом.

- Не секрет, что строят на Ямале и узбеки, и таджики, и белорусы, и турки. Это оправдано?

- На Ямале уже сформировано общее понимание проблемы дефицита кадров в строительной отрасли и предпринимаются первые шаги по ее решению. Например, строительные организации сейчас перестают приглашать работников из стран ближнего зарубежья и стран СНГ, а переориентировались на специалистов из таких городов как Орел, Омск и Киров.

- Что предлагает Ямал молодым строителям, чтобы привлечь их к работе в регионе?

- Мы в свое время плотно работали с тюменскими институтами по привлечению инженерно-технических работников. Были программы и по обучению в самих строительных компаниях. Но дело в том, что из тех, кого мы обучали, в ямальские города и районы вернулись работать единицы. Я об этом, между прочим, не жалею. Главное, что в стране стало больше квалифицированных строителей. Ну, а для того, чтобы люди оставались жить и работать на Ямале, естественно, надо создать для них благоприятные условия жизни. Сейчас же на Ямале строителям не могут предложить ни хорошо организованного труда, ни по-настоящему достойных заработков.

И конечно, надо поднимать престиж строительных специальностей. В последние годы много внимания уделяется учителям и медикам. Для них и специальные программы разрабатывают по предоставлению жилья, и зарплату им повышают, и социальные льготы увеличивают. О строителях я пока такого сказать не могу. К сожалению, сейчас в стране серьезный перекос по подготовке специалистов в бюджетной сфере. Но знаете, в нашем регионе уже пришли к тому выводу, что необходимо как можно быстрее начинать привлекать на Ямал инженерно-технических работников и специалистов рабочих специальностей. Приведу такой пример. Если в 2010 году за счет субсидий из регионального бюджета обучалось всего два строителя, то в этом году - уже около двадцати пяти.

- А сколько надо строителей Ямалу?

- Вот смотрите, чтобы строить то количество жилья, которое мы планируем, порядка пятисот тысяч квадратных метров ежегодно, необходимо привлечь на Ямал около семнадцати тысяч строителей. Инженерно-технических работников из них - тридцать процентов.

- Так почему же при таком большом дефиците строителей не разработаны региональные программы по их привлечению в округ? Почему для строителей, также как для врачей и преподавателей, не выделяют дополнительных субсидий и социальных льгот?

- Решиться на это правительству региона не просто. Ведь строители работают в частных компаниях. А власти не могут тратить бюджетные средства на развитие коммерческих предприятий. Но я уверен, что главное все-таки сделать так, чтобы на Ямале сформировался костяк высококвалифицированных строителей. И пусть компании в регион приходят и уходят, а работать на ямальских стройках будут инженеры и рабочие, которые здесь живут, и которым будет отнюдь не все равно, какого качества построят они дом в своем городе или поселке.

- Как, на ваш взгляд, меняется строительная отрасль Ямала в последние годы?

- Сейчас на Ямале ведется очень грамотная комплексная застройка первоочередных объектов жизнеобеспечения. Возводятся новые электростанции, строятся дороги, прокладываются газопроводы. Все это, конечно же, помогает строить и жилье, и школы, и детские сады, и больницы. Только при таком комплексном развитии территории можно и строительную отрасль в регионе, как говорится, поставить на ноги.

- Стройки электростанций, дорог и жилья на Ямале в последние годы действительно разворачиваются масштабные. Но не потеряем ли мы в погоне за количеством - качество? Не начнем ли строить жилье без хорошо продуманной инфраструктуры, что грозит высокими ценами на тарифы жилкомхоза? Не настроим ли элитных квартир в поселках, упустив из виду их дорогостоящее обслуживание? Да и предоставление жилищных субсидий бюджетникам вызывает много вопросов. Они стимулируют стремительный рост цен на квартиры в ямальских городах. Например, двухкомнатная капиталка в Салехарде на вторичном рынке жилья уже стоит чуть ли не четыре миллиона рублей...

- Конечно же, все эти вопросы обсуждаются и продумываются правительством региона совместно со строителями. В прошлом году, к примеру, Союз строителей Ямала провел совещание, участники которого обсудили совершенствование системы ценообразования в строительной отрасли. За круглым столом собрались члены правления ямальского союза строителей, представители окружных профильных департаментов, Счетной палаты, службы Государственного строительного надзора ЯНАО, окружного управления Госэкспертизы проектной документации и аппарата партнерства. Основное обсуждение касалось внедрения на территории региона максимально справедливой для строителей системы расценок. Сегодня на Ямале действуют территориальные единичные расценки, в то же время многие российские регионы применяют федеральные единичные расценки. Ведь территориальные единичные расценки зачастую не учитывают специфику региона. К примеру, от момента определения сметной стоимости объекта до начала проведения торгов проходит почти год, как следствие, работать приходится в ценах прошлого года и строители вынуждены торговаться на уменьшение стоимости. В итоге, работают практически без прибыли.

Еще один пример - переселение из ветхого и аварийного жилья. Ведь после сноса старых зданий вся инфраструктура остается, и новостройки вырастают в районах, обеспеченных всей необходимой инфраструктурой. Да, споры о том, нужны ли дворцы в поселках не утихают. Но посмотрите, как изменился за последние два десятка лет Салехард. Согласитесь, люди стали жить комфортнее. К таким преобразованиям и надо, на мой взгляд, стремиться. Но конечно, делать это надо, учитывая все те нюансы, о которых вы так взволнованно спрашиваете. Вот скажем, строя несколько жилых зданий в Салехарде, мы понимали, что они стоят достаточно далеко от существующих котельных, и поставили в них автономные системы теплоснабжения.

- Как вы считаете, не пришло ли время возродить на Ямале производство строительных материалов?

- Я давно на такой вопрос отвечаю, что развивать собственное строительное производство на Ямале надо. Но не стоит возводить гигантские заводы, которые потом мы не будем знать, куда девать. Ямалу нужны мобильные производственные комплексы. Если мы хотим действительно построить в ближайшие пять-десять лет более миллиона квадратных метров жилья, то такие мобильные заводы нам необходимы. Без них мы Ямал не обустроим. Ведь тот же щебень нам гораздо выгоднее производить здесь, на Полярном Урале, а не завозить его через полстраны в Лабытнанги.

- Михаил Владимирович, вы любите повторять, что нет большего счастья на свете, чем людям города дарить. Вы «подарили» ямальцам уже не один город. Чего еще вам хотелось бы добиться?

- Мне и сейчас хочется больше строить. Построить еще больше жилья, еще больше детских садов, еще больше школ и здравниц...

Павел Разуваев,
ИА «Север-Пресс».