«Совершенствование системы ценообразования в
строительной отрасли в ЯНАО»
Правлением
Некоммерческого партнерства «Союз строителей Ямало-Ненецкого автономного
округа, (протокол № 32 от 31 мая), было принято решение о проведении совещания
в форме круглого стола, по теме «О
совершенствовании системы ценообразования в строительной отрасли в ЯНАО»
Исполнительным
органом Партнерства была собрана и приработана информация по предлагаемой теме,
подготовлен раздаточный материал для участников работы круглого стола, а так же
были предложены вопросы для обсуждения. Основным рассматриваемым вопросом
являлась система ценообразования в строительной отрасли на территории
Ямало-Ненецкого автономного округа, ее основные проблемы, а так же ее несоответствие
Федеральному законодательству. На совещании присутствовали представители:
Департамента экономики ЯНАО, Службы Государственного строительного надзора ЯНАО, Управления Госэкпертизы
проектной документации ЯНАО, Инспекции контроля расходования бюджетных средств
в строительстве Счетной палаты ЯНАО, члены Правления НП «Союз строителей ЯНАО»,
а так же представители аппарата Партнерства.
Михаил
Владимирович Бабийчук. Председатель
Правления Некоммерческого партнерства «Союз строителей Ямало-Ненецкого
автономного округа», генеральный директор ОАО «Инвестиционно-строительная
Ямало-Ненецкого автономного округа»:
Вопросы, касающиеся системы
ценообразования на территории Российской Федерации, курирует Министерство
регионального развития РФ, работа по
данному направлению ведется уже более восьми лет, но на территории округа, в
части данных вопросов, к сожалению, мы далеко не ушли. В настоящее время на
территории Ямала используются ТЕРы (территориальные единичные
расценки), хотя многие регионы, давно перешли на ФЕРы (федеральные единичные расценки). Данные решения, безусловно, должны
приниматься, с учетом специфики региона. Хотелось бы отметить Самарскую
область, которая значительно продвинулась в отношении данных вопросов.
Сегодня, хотелось бы выработать общее
мнение о положении дел в системе ценообразования на территории округа, определить
пути решения данных проблем, а так же
донести результаты нашего совещания до руководства округа в виде конкретных
предложений.
Кроме
того, Ямало-Ненецкий автономный округ, до сих пор является одним из регионов,
не вошедших в реестр утвержденных, по вопросам ценообразования в строительстве субъектов
Российской Федерации. Данный реестр, так же ведется Министерством регионального
развития РФ. Думаю, все согласятся с тем
мнением, что властям округа необходимо уделить внимание данному вопросу.
Николай
Анатольевич Лыхо. Директор
Некоммерческого партнерства «Союз строителей Ямало-Ненецкого автономного
округа»
Лыхо
Николай Анатольевич.
-
Выступил с предложением рассмотреть возможность внедрения новых технологий по
разработке проектно-сметной документации.
В настоящее время, в нашей стране наиболее
популярная проектная программа 3D Max. В развитых странах распространена система 4D Max и внедряется 5D. Стратегически важной задачей является решение
проблемы ценообразования в сфере строительства. Внедрение новой технологии
проектирования в 3D – это проектирование
объекта в трехмерном изображении, например от арматурного каркаса до окраса
внутренних стен и расстановки мебели. 4D – проект выстраивается в рабочей последовательности с учетом рабочего времени
и включает трудовые и материальные ресурсы. 5D – переводит весь проект в денежное выражение по
текущим ценам. Предложенные проектировщикам проектные решения, компьютер
пересчитывает и предлагает в режиме реального времени экономически эффективный
вариант принятых решений. Это даст возможность исключить ошибки, верно,
определить сметную стоимость строительства, исключить влияние «человеческого
фактора» на определение цены объекта и качественно изменить систему
проектирования и управления строительными процессами.
Климашова
Марина Васильевна. Заместитель
начальника смет и ПОС Автономное учреждение «Управление Государственной
экспертизы проектной документации».
- Высказала свое мнение относительно совершенствования системы ценообразования в
ЯНАО.
На мой взгляд, для того
чтобы, процесс системы ценообразования сошел с «мертвой точки» - необходимо действовать поэтапно. Разумеется,
на это уйдет далеко не неделя и даже не месяц. Основным вопросом остается, кто
же все-таки будет предпринимать шаги относительно совершенствования системы
ценообразования в ЯНАО. Наиболее логичным, мне видится, создание при
Департаменте строительства, рабочей группы, которая бы курировала данные
вопросы, с перспективой реорганизации в полноценный отдел. Так же
целесообразно, уже сейчас начать формировать соответствующий кадровый резерв.
Без этих мер – слова останутся словами.
Никитина
Татьяна Ивановна. Заместитель
директора по проектной работе Автономное учреждение «Управление Государственной
экспертизы проектной документации».
- Высказала свое мнение относительно несоответствия
заключений службы Государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного
округа заключениям Госэкспертизы
Стоит отметить, что к
обязанностям службы Государственного строительного надзора, относится проверка
соответствия проектной документации воздвигаемому объекту, а так же подготовка общей справки перед вводом
объекта в эксплуатацию. Но зачастую, строители сталкиваются с рядом циклично
повторяющихся проблем. Служба Государственного строительного надзора, порой,
просто пренебрегает «мнением» Госэкспертизы, давая свое заключение по вопросам
входящим в компетенцию последних, в итоге мы, действуем как «лебедь, рак и
щука». Подобные противоречия, в значительной мере «тормозят» своевременное прохождение
этапов строительства, как следствие, сроки сдачи объектов существенно
сдвигаются, создавая проблемы не только застройщикам и подрядчикам.
Лукашов
Андрей Николаевич. Член
Правления НП «Союз строителей ЯНАО», генеральный директор «Ямалтеплосеть»
- Высказал свое
мнение относительно несовершенства ТЕРов и ФЭРов исходя из специфики округа.
Даже, в случае
«рождения» новых ТЕРов, буквально через год, они вновь, станут не
актуальными, так как, корректировать их
просто некому. К примеру, от момента определения сметной стоимости объекта до
начала проведения торгов проходит почти год, как следствие работать приходится,
практически в ценах прошлого года и строители вынуждены «торговаться» на
уменьшение стоимости. Иными словами работать, приходиться практически без
прибыли, то есть – работать ради работы.
Спиридонова
Оксана Георгиевна. Главный специалист
отдела инвестиционной политики управления инвестиций и предпринимательства Департамента
экономики Ямало-Ненецкого автономного округа.
Высказала свое мнение
относительно дополнительных расходов при строительстве, которые не учитываются
ТЕРами и ФЕРами.
Помимо
совершенствования расценок остается еще очень много нерешенных вопросов. Среди
них такие как – доставка оборудования, материалов, перебазировка техники и
многое другое. Упущения в части данных вопросов возлагают на строителей
дополнительные затраты, никак не учитывать данные моменты недопустимо. Крупные
компании, имея отлаженную схему, в отношении подобных вопросов способны найти
пути их решения, но что остается делать предпринимателям малого и среднего
бизнеса?
Кремлев
Денис Владимирович. Член Правления НП
«Союз строителей ЯНАО», генеральный директор «Знамя Труда», генеральный
директор «Гефест»
- Высказал свое мнение
относительно перехода на ФЕРы.
Прежде всего, нам
необходимо учитывать специфику региона. Разрабатывать что-то свое, здесь, на
месте, то, на что мы сможем каким-то образом влиять в дальнейшем. Хотелось бы
присоединиться к мнениям коллег и отметить тот факт, что накладные расходы на
территории Ямало-Ненецкого автономного округа действительно существенно
отличаются от других регионов. Их необходимо классифицировать и сгруппировать с
учетом транспортной схемы, а так же инфраструктуры округа. Дальнейшая
координация политики ценообразования должна вестись с учетом этих данных.
В
настоящее время на территории России работает всего один Федеральный центр по
вопросам ценообразования, и не более двадцати региональных филиалов. В
Советское время, в период становления ценообразования, над СНИПами трудилось
более 120 различных институтов. А сейчас случается, что эти этим
фундаментальным работам, находят различные неверные применения и двоякие
толкования, что недопустимо в принципе. Актуализация ФЕРов и ТЕРов необходима,
прежде всего, для адаптации в строительство новых технологий и материалов.
Данные меры значительно упростят существующие стандарты, снизят затраты и
повысят производительность труда.
Всесторонне
обсудив накопившиеся проблемы в ценообразовании в строительной отрасли, новые
технические и организационные подходы к оценке стоимости строительства, новые
технологии многомерных моделей проектирования и управления проектированием и строительством
объектов и обменявшись мнениями, участники совещания
Р Е Ш И Л И
:
1.
Отметить, что территориальные сметные нормативы (ТЕР -2001 по ЯНАО) в срок до
01 августа 2010 года не приведены в соответствие с государственными сметными
нормативами и не включены в Федеральный реестр сметных нормативов субъектов РФ
(Письма Минрегионразвития № 26686-КК/08 от 09.07.2010г. и № 30611-КК/08 от
23.08.2010г.).
2.
Обратится к Первому заместителю Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
Мискевичу Евгению Васильевичу с предложением:
-
рассмотреть возможность образования Регионального информационного и
консультационного центра по
ценообразованию в строительной отрасли Ямало-Ненецкого автономного округа;
-
рассмотреть возможность создания рабочей группы для разработки плана
мероприятий, выполнение которого позволит устранить накопившиеся проблемы в
ценообразовании в строительной отрасли ЯНАО и внедрить новые технологии в
строительстве.
В
состав рабочей группы включить представителей Департамента строительства и
жилищной политики; Департамента экономики; Управления Государственной
экспертизы; Службы Госстройнадзора; Службы жилищного строительного надзора; Счетной
палаты; Торгово-промышленной палаты; Законодательного собрания ЯНАО;
Некоммерческого партнерства «Союз строителей ЯНАО».