Государственная символика РФ

Президент России

Правительство РФ

Уральский федеральный округ

Правительство ЯНАО

Приоритетные Национальные проекты

Ростехнадзор

Минрегион

НОСТРОЙ

Торгово Промышленная Палата РФ

Торгово Промышленная Палата ЯНАО

Север Пресс

 

 

НОСТРОЙ принял участие в заседании Межотраслевого совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в строительной отрасли при РСПП


13 июля 2011 года в РСПП состоялось заседание Межотраслевого совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в строительной отрасли (МСТРС СО) под председательством директора Департамента технического регулирования НОСТРОЙ Сергея Пугачева.

В работе Совета приняли участие более 120 человек, в т.ч. представители Минрегиона России, Минпромторга России, Росстандарта, РААСН, Национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей, Комитета по строительству ТПП РФ, ведущих НИИ в области строительства, общественных ассоциаций и объединений в области строительства, строительных организаций, компаний-производителей строительных материалов, профильных технических комитетов по стандартизации. Кроме того, на заседании присутствовали представители европейского проекта «Сближение систем технического регулирования РФ и ЕС», а также представители саморегулируемых организаций в области строительства,  представители СМИ.

На повестку дня заседания были вынесены следующие вопросы:
1.    Текущее состояние дел в вопросе разработки технического регламента Таможенного Союза «О безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий».
2.    Особенности технического регулирования в строительстве. О позиции Ассоциации строителей России (АСР) и Союза строителей железных дорог (ССЖД) по данному вопросу.

С основным докладом на заседании выступил председатель Межотраслевого совета С.В.Пугачев. В своем выступлении он акцентировал внимание на таких особенностях технического регулирования в строительстве, как индивидуальность проектов, специфика видов оценки соответствия строительной продукции, в т.ч. по стадиям жизненного цикла зданий и сооружений и т.д. Также в докладе было рассмотрено общее состояние дел в области технического регулирования в строительстве и роль Межотраслевого совета, Национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей по ряду ключевых направлений. Было отмечено, что система технического регулирования в строительстве создана и функционирует с учетом международного и европейского опыта, идут масштабные работы по актуализации доказательной базы принятого регламента и разработке принципиально новых стандартов на правила проведения строительных работ и методах их контроля,  реализуется Комплексная программа гармонизации российских и европейских норм в области строительства. Особое
внимание было обращено на формирование системы технического регулирования Таможенного союза  и необходимость учета при этом особенностей строительства. Было отмечено, что по инициативе профессионального сообщества, поддержанной Минрегионом России в настоящее время готовятся соответствующие изменения в Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования Таможенного союза.

Необходимость учета специфики технического регулирования строительства при формировании общей системы технического регулирования была подтверждена в выступлениях представителей Минпроторга России (В.Б. Бойцов), Росстандарта (А.В. Зажигалкин), председателя ТК 465 «Строительство» (Л.С.Баринова), а также ключевого эксперта европейского проекта «Сближение систем технического регулирования РФ и ЕС» (Х. Зюйдервейк). Всеми выступающими, в том числе европейским экспертом, было подчеркнута важность сохранения существующей нормативной базы в области строительства, поэтапном и комплексном проведении работ по актуализации существующих СНиПов и внедрении в Российской Федерации европейских стандартов в области строительства (Еврокодов). Дополнительно, Х. Зюйдервейк процитировал меморандум Еврокомиссии, в котором сказано, что    т.н. Новый подход ЕС мало пригоден   к строительной продукции, а также подчеркнул, что в странах ЕС национальные стандарты и правила остаются основным документами для регулирования строительной отрасли. Было отмечено, что данная позиция полностью сходится с предложениями по установлению особенностей технического регулирования строительства в рамках Таможенного Союза. Представитель  Минрегиона  К.А.Жиляев проинформировал, что в настоящий момент при активной поддержке строительного сообщества идет   разработка, актуализация и внедрение  более 350 нормативных документов в области строительства, в том числе национальных стандартов, сводов правил и Еврокодов. В выступлениях   участников заседания также были единодушно  поддержаны направления работ по совершенствованию нормативно-технической базы строительства,  проводимых совместными усилиями Минрегиона России, Минпромторга России, Росстандарта, Национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей. Также была отмечена необходимость участия российских экспертов в работах, проводимых в ЕС по «упрощению» Еврокодов и начавшейся разработке Еврокодов третьего поколения.

В процессе обсуждения также были рассмотрены  предложения Ассоциации строителей России (АСР)  и Союза строителей железных дорог (ССЖД) по радикальному  реформированию системы технического регулировния в строительстве, включая прекращение актуализации и отмену    существующих СНиПов, прекращению разработки национальных стандартов, ускоренному внедрению Еврокодов без их экспертного рассмотрения, введению «добровольных» европейских стандартов. Эти и другие предложения АСР и ССЖД не были поддержаны ни одним из участников заседания. С критикой   позиции АСР и ССЖД выступили: заместитель руководителя Росстандарта А.В. Зажигалкин, заместитель председателя комитета по техническому регулированию РСПП А.Н. Лоцманов, представители национальных объединений проектировщиков и строителей, ведущих научно-исследовательских институтов в области строительства и другие участники заседания. Выступающие отмечали, что предложения по созданию «параллельной» системы технического регулирования в строительстве  строятся на основании ошибочного толкования или незнания Регламента ЕС №305/2011, искажения информации по принципам (подходам), применяемым  в странах ЕС при регулировании строительной сферы, а также  реальному статусу стандартов и норм стран ЕС в области строительства. По мнению участников заседания указанные предложения АСР и ССЖД, систематически направляемые руководству страны, в федеральные органы исполнительной власти и профессиональные объединения, создают «информационный шум» и отвлекают специалистов от  конструктивной и содержательной работы.  Основным индикатором правильности проводимой органами исполнительной власти и профессиональным сообществом политики в области технического регулирования в строительстве является реакция бизнес-сообщества. В этой связи в ряде выступлений был отмечен растущий интерес представителей бизнеса к этому процессу и его прямое интеллектуальное и финансовое участие в разработке нормативных технических документов. Так, из 1,2 миллиарда рублей, выделенных государством и бизнесом на разработку нормативной базы в 2011 году примерно 25% приходится на строительство. И в основном (около 90%) это вклад не только национальных объединений, но и отдельных саморегулируемых организаций, профессиональных ассоциаций и союзов. В этой связи выступающими было обращено внимание на диаметрально противоположную позицию АСР и ССЖД, представители которых неоднократно высказывали мнение о прекращении работ, проводимых национальными объединениями по разработке нормативных технических документов, а также о необходимости выделения гранта со стороны органов власти для создания «альтернативной системы технического регулирования в строительстве» на основе их предложений. Межотраслевой Совет принял решение не поддерживать предложения АСР и ССЖД и направить свою позицию (см. приложение) по данным предложениям руководству РСПП.

По результатам обсуждения единогласно была поддержана позиция Межотраслевого Совета (см. проект решения Совета) по состоянию дел в области технического регулирования в строительстве, предложения по первоочередным мерам, связанным с учетом особенностей технического регулирования в строительстве в Таможенном союзе и ЕврАзЭС, а также по практическим действиям, направленным на создание доказательной базы технического регламента и гармонизацию с европейскими стандартами в области строительства.