13 июля 2011 года в РСПП состоялось заседание Межотраслевого совета
по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в
строительной отрасли (МСТРС СО) под председательством директора
Департамента технического регулирования НОСТРОЙ Сергея Пугачева.
В
работе Совета приняли участие более 120 человек, в т.ч. представители
Минрегиона России, Минпромторга России, Росстандарта, РААСН,
Национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей,
Комитета по строительству ТПП РФ, ведущих НИИ в области строительства,
общественных ассоциаций и объединений в области строительства,
строительных организаций, компаний-производителей строительных
материалов, профильных технических комитетов по стандартизации. Кроме
того, на заседании присутствовали представители европейского проекта
«Сближение систем технического регулирования РФ и ЕС», а также
представители саморегулируемых организаций в области строительства,
представители СМИ.
На повестку дня заседания были вынесены следующие вопросы:
1.
Текущее состояние дел в вопросе разработки технического регламента
Таможенного Союза «О безопасности зданий, сооружений, строительных
материалов и изделий».
2. Особенности технического регулирования в
строительстве. О позиции Ассоциации строителей России (АСР) и Союза
строителей железных дорог (ССЖД) по данному вопросу.
С основным
докладом на заседании выступил председатель Межотраслевого совета
С.В.Пугачев. В своем выступлении он акцентировал внимание на таких
особенностях технического регулирования в строительстве, как
индивидуальность проектов, специфика видов оценки соответствия
строительной продукции, в т.ч. по стадиям жизненного цикла зданий и
сооружений и т.д. Также в докладе было рассмотрено общее состояние дел в
области технического регулирования в строительстве и роль
Межотраслевого совета, Национальных объединений строителей,
проектировщиков и изыскателей по ряду ключевых направлений. Было
отмечено, что система технического регулирования в строительстве создана
и функционирует с учетом международного и европейского опыта, идут
масштабные работы по актуализации доказательной базы принятого
регламента и разработке принципиально новых стандартов на правила
проведения строительных работ и методах их контроля, реализуется
Комплексная программа гармонизации российских и европейских норм в
области строительства. Особое
внимание было обращено на формирование
системы технического регулирования Таможенного союза и необходимость
учета при этом особенностей строительства. Было отмечено, что по
инициативе профессионального сообщества, поддержанной Минрегионом России
в настоящее время готовятся соответствующие изменения в Соглашение о
единых принципах и правилах технического регулирования Таможенного
союза.
Необходимость учета специфики технического регулирования
строительства при формировании общей системы технического регулирования
была подтверждена в выступлениях представителей Минпроторга России (В.Б.
Бойцов), Росстандарта (А.В. Зажигалкин), председателя ТК 465
«Строительство» (Л.С.Баринова), а также ключевого эксперта европейского
проекта «Сближение систем технического регулирования РФ и ЕС» (Х.
Зюйдервейк). Всеми выступающими, в том числе европейским экспертом, было
подчеркнута важность сохранения существующей нормативной базы в области
строительства, поэтапном и комплексном проведении работ по актуализации
существующих СНиПов и внедрении в Российской Федерации европейских
стандартов в области строительства (Еврокодов). Дополнительно, Х.
Зюйдервейк процитировал меморандум Еврокомиссии, в котором сказано,
что т.н. Новый подход ЕС мало пригоден к строительной продукции, а
также подчеркнул, что в странах ЕС национальные стандарты и правила
остаются основным документами для регулирования строительной отрасли.
Было отмечено, что данная позиция полностью сходится с предложениями по
установлению особенностей технического регулирования строительства в
рамках Таможенного Союза. Представитель Минрегиона К.А.Жиляев
проинформировал, что в настоящий момент при активной поддержке
строительного сообщества идет разработка, актуализация и внедрение
более 350 нормативных документов в области строительства, в том числе
национальных стандартов, сводов правил и Еврокодов. В выступлениях
участников заседания также были единодушно поддержаны направления работ
по совершенствованию нормативно-технической базы строительства,
проводимых совместными усилиями Минрегиона России, Минпромторга России,
Росстандарта, Национальных объединений строителей, проектировщиков и
изыскателей. Также была отмечена необходимость участия российских
экспертов в работах, проводимых в ЕС по «упрощению» Еврокодов и
начавшейся разработке Еврокодов третьего поколения.
В процессе обсуждения также были рассмотрены предложения Ассоциации
строителей России (АСР) и Союза строителей железных дорог (ССЖД) по
радикальному реформированию системы технического регулировния в
строительстве, включая прекращение актуализации и отмену существующих
СНиПов, прекращению разработки национальных стандартов, ускоренному
внедрению Еврокодов без их экспертного рассмотрения, введению
«добровольных» европейских стандартов. Эти и другие предложения АСР и
ССЖД не были поддержаны ни одним из участников заседания. С критикой
позиции АСР и ССЖД выступили: заместитель руководителя Росстандарта А.В.
Зажигалкин, заместитель председателя комитета по техническому
регулированию РСПП А.Н. Лоцманов, представители национальных объединений
проектировщиков и строителей, ведущих научно-исследовательских
институтов в области строительства и другие участники заседания.
Выступающие отмечали, что предложения по созданию «параллельной» системы
технического регулирования в строительстве строятся на основании
ошибочного толкования или незнания Регламента ЕС №305/2011, искажения
информации по принципам (подходам), применяемым в странах ЕС при
регулировании строительной сферы, а также реальному статусу стандартов и
норм стран ЕС в области строительства. По мнению участников заседания
указанные предложения АСР и ССЖД, систематически направляемые
руководству страны, в федеральные органы исполнительной власти и
профессиональные объединения, создают «информационный шум» и отвлекают
специалистов от конструктивной и содержательной работы. Основным
индикатором правильности проводимой органами исполнительной власти и
профессиональным сообществом политики в области технического
регулирования в строительстве является реакция бизнес-сообщества. В этой
связи в ряде выступлений был отмечен растущий интерес представителей
бизнеса к этому процессу и его прямое интеллектуальное и финансовое
участие в разработке нормативных технических документов. Так, из 1,2
миллиарда рублей, выделенных государством и бизнесом на разработку
нормативной базы в 2011 году примерно 25% приходится на строительство. И
в основном (около 90%) это вклад не только национальных объединений, но
и отдельных саморегулируемых организаций, профессиональных ассоциаций и
союзов. В этой связи выступающими было обращено внимание на
диаметрально противоположную позицию АСР и ССЖД, представители которых
неоднократно высказывали мнение о прекращении работ, проводимых
национальными объединениями по разработке нормативных технических
документов, а также о необходимости выделения гранта со стороны органов
власти для создания «альтернативной системы технического регулирования в
строительстве» на основе их предложений. Межотраслевой Совет принял
решение не поддерживать предложения АСР и ССЖД и направить свою позицию
(см.
приложение) по данным предложениям руководству РСПП.
По результатам обсуждения единогласно была поддержана позиция Межотраслевого Совета (см.
проект решения Совета)
по состоянию дел в области технического регулирования в строительстве,
предложения по первоочередным мерам, связанным с учетом особенностей
технического регулирования в строительстве в Таможенном союзе и ЕврАзЭС,
а также по практическим действиям, направленным на создание
доказательной базы технического регламента и гармонизацию с европейскими
стандартами в области строительства.