Федеральная антимонопольная служба представила проект поправок в ФЗ-94
По сообщению заместителя руководителя Федеральной антимонопольной
службы Андрея Цариковского на пресс-конференции 15 сентября, первый
вице-премьер РФ Игорь Шувалов принял решение о создании рабочей группы
по формированию единых подходов к реформе госзаказа.
В
рабочую группу, по его словам, вошли представители ФАС,
Минэкономразвития и Минфина. Необходимость создания группы была вызвана
тем, что ФАС и Минэкономразвития до сих пор не могут согласовать
свои подходы к реформированию системы госзакупок.
Минэкономразвития
представило свой проект в начале сентября. Министерство предлагает
создать федеральную контрактную систему, при этом принятие Закона о
ФКС подразумевает отмену нынешнего закона о госзакупках. На данный
момент идет публичное обсуждение представленного законопроекта.
ФАС
в свою очередь в четверг представил проект поправок в ФЗ-94,
который, по мнению ведомства, необходимо не заменять новым
документом, а реформировать, и федеральную контрактую систему создавать
именно на его основе.
В частности, ФАС в отличие от
Минэкономразвития делает ставку на электронные аукционы, а не на
открытые конкурсы, поскольку считает такую процедуру размещения
госзаказа более конкурентной и менее коррупциногенной.
Среди
новшеств в предлагаемых ФАС поправках - централизация функции закупок.
В частности, на федеральном уровне ведомство предлагает создать
уполномоченные органы по размещению заказов при главных
распорядителях бюджетных средств. На региональном уровне ФАС предлагает
создать уполномоченные органы по размещению заказов для
заказчиков субъекта и для муниципальных заказчиков.
ФАС в
отличие от Минэкономразвития предлагает не останавливать торги, если
ценовое предложение снижается более чем на 30% от начальной цены
контракта. "В этом случае предлагается ввести требование по
увеличению размера обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза", -
сообщил на пресс-конференции начальник управления ФАС по контролю
за размещением госзаказа Михаил Евраев. Что касается финансового
обеспечения, предлагается при начальной цене контракта более 10 млн
рублей устанавливать обязательность обеспечения исполнения контракта в
размере от 10 до 30%.
Антимонопольное ведомство намерено
создать единый центр экономической конъюнктуры рынков, который
будет заниматься исследованием рынков и мониторингом цен для
установления начальных цен контрактов. Заказчики, согласно поправкам,
должны будут сформировать и опубликовать в открытом доступе планы
закупок: один план на следующий год и еще один на трехлетний период.
За неразмещение планов будет предусмотрена административная
ответственность.
Также ФАС предлагает усовершенствовать
процедуру быстрого размещения заказа, реестр недобросовестных
поставщиков, уточнить дополнительные требования к участникам
размещения заказа, а также на законодательном уровне закрепить
особенности размещения заказов на научно-исследовательские и
творческие работы.
Также ФАС предлагает расторгать контракты по
решению специальной независимой комиссии, а не в одностороннем
порядке, как планирует Минэкономразвития.
Предлагается ввести
государственную пошлину за необоснованность жалобы предпринимателя –
0,1% от цены контракта. Меры за нарушения законодательства о размещении
заказов, которые будут применяться к заказчику, не так суровы, как у
Минэкономразвития, - до уголовщины дело не доходит. Так, к заказчику,
который при закупках свыше 300 млн рублей в течение года дважды допустил
такие нарушения, как неправильный выбор способа закупки, неразмещение
закупки на официальном сайте или изменение условий контракта –
применяется норма КоАП о дисквалификации должностного лица заказчика по
решению суда.