17 ноября 2011 года Госдума, рассматривая во втором чтении так
называемый «третий антимонопольный пакет» поправок приняла сразу в двух
чтениях
поправки,
уточняющие способ размещения заказов на выполнение работ по
строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального
строительства. Поправки внесены в статью 10 Федерального закона № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд». После вступления
поправок в силу размещение заказов на выполнение работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального
строительства, в том числе автомобильных дорог, будет возможно как путем
проведения открытого аукциона в электронной форме, так и путем
проведения конкурса.
Поправки были внесены прямо в ходе пленарного
заседания, «с голоса», от имени депутатов Мартина Шаккума и Александра
Хинштейна. Это позволило преодолеть необходимость последовательного
внесения изменений посредством
отдельного законопроекта (который был внесен чуть ранее), сначала в первом чтении, а потом – во
втором, но только уже в следующем году в Госдуме нового созыва.
Таким
образом, усилия Национального объединения строителей по
законодательному учету особенностей размещения государственных заказов в
строительной сфере частично увенчались успехом. В течение двух лет с
момента своего создания Национальное объединение строителей
последовательно и настойчиво добивалось принятия поправок, которые
позволят отсечь недобросовестных строителей, демпингующих на торгах.
Размещение заказов на конкурсах позволит отныне учитывать не только цену
контракта, но и квалификацию участников размещения заказов, что
положительно повлияет на качество выполняемых работ и эффективность
использования бюджетных средств. В настоящее время в Национальном
объединении строителей организована работа по мониторингу электронных
торговых площадок на предмет демпинга, по результатам которого
выявляются случаи снижения цены контракта до 67, 5% (!).
При этом
напомним, что кроме введения конкурсов, Национальное объединение
строителей также выступает за введение института предквалификации.
Однако введение этого института целесообразнее увязать с подготовкой
нового системного закона «О федеральной контрактной системе». В проекте
указанного закона институт предквалификации реализован через введение
такой формы торгов, как «конкурсы с ограниченным участием».