Строительство порта Сабетта идёт с опережением графика.

О том, что работы по углублению дна в строящемся порту Сабетта идут с опережением графика, сообщил заместитель Министра транспорта РФ Виктор Олерский.

«Если говорить об объеме работ, они превзошли ожидаемые. Мы предполагали, что это будет один миллион кубометров. Сейчас подтвержденная цифра – полтора миллиона», - отметил замминистра.

Он напомнил, что в 2013 году со дна будет поднято еще 10 млн. кубометров грунта (2012-2013 гг. – первый этап работ по углублению дна, в рамках второго этапа 2014-2016 гг. планируется извлечь 70 млн. кубометров грунта).

Напомним, 20 июля 2012 года было начато строительство морского порта Сабетта на северо-востоке полуострова Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе. На церемонии торжественной закладки капсулы, знаменующей начало масштабного строительства, присутствовали Министр транспорта РФ Максим Соколов, Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин и председатель правления ОАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон. Порт Сабетта станет ключевым элементом транспортной инфраструктуры проекта «Ямал СПГ», который предусматривает создание завода по сжижению природного газа на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Кроме того, строительство порта создаст фундамент для разработки месторождений полуострова Ямал и Обской губы, а также обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и будет способствовать развитию ледокольного флота РФ.

Комментируя ход работ на Сабетте, Губернатор ЯНАО отметил, что новый морской порт на Ямале сегодня рассматривается намного шире, чем предполагалось ранее. «Это не просто монопорт для транспортировки СПГ. Сабетта может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте. Такие варианты развития порта уже предусмотрены проектом», – отметил Дмитрий Кобылкин.

Напомним, «Ямал СПГ» (контрольный пакет акций принадлежит ОАО «НОВАТЭК») владеет лицензией на геологическое изучение и добычу углеводородов на Южно-Тамбейском месторождении с запасами газа (категории С1+С2) 1,256 трлн. м?. В конце 2010 года Правительство РФ утвердило комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал. Предполагается, что завод будет построен в три очереди в период с 2012-го по 2018 год. Первая очередь завода СПГ должна быть построена в 2012-2016 гг.

При выборе места расположения завода СПГ было проведено обобщение и анализ данных по природным условиям полуострова Ямал и определен наиболее благоприятный район для строительства завода и морского порта в районе поселка Сабетта восточной части полуострова Ямал. На первом этапе должно быть построено четыре объекта: канал для подхода судов длиной 4 км, акватории вспомогательных причалов, береговые средства навигации и контрольно-корректирующие станции. Планируется также строительства аэропорта.

Строительство порта в Сабетте дает возможность полноценной реализации новой мировой транспортной магистрали – Северного морского пути (СМП). Сейчас груз из Европы в Азию в большинстве случаев доставляется судном по «южному маршруту» - через Суэцкий залив и Индийский океан. Выбирая Северный морской путь, по которому из Мурманска в страны Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) уже ходят танкеры с «новатэковским» газовым конденсатом, грузоперевозчики могут экономить до 30% транспортных расходов. Поэтому, по прогнозам Минтранса, к 2030 году грузооборот по СМП может увеличиться в 60 раз – с 1 млн. т (2011 год) до 60 млн. т в год. Этому будет способствовать и реализация на территории ЯНАО еще одного масштабного транспортного проекта – Северного широтного хода, который бы соединил железной дорогой западную и восточную часть округа. Сейчас в округе строится автомобильная дорога «Надым-Салехард» стоимостью 44 млрд. руб., которая к 2015 году соединит окружной центр с федеральной сетью автодорог. На очереди – финансирование моста через реку Обь, который свяжет города Салехард и Лабытнанги, и тем самым обеспечит железнодорожное сообщение столицы округа с «Большой землей». Если Северный широтный ход будет продлен до порта Сабетта, то это откроет кратчайший выход на Севморпуть для более чем 50 млн. т потенциальных грузов из Поволжья, Урала и Сибири.