НОСТРОЙ принял участие в V Международном форуме «Государственные
закупки: эффективность, риски, международное профессиональное
сообщество»
8-10 июня 2011 года в подмосковном пансионате «Клязьма» Управления
делами Президента Российской Федерации прошёл V Международный форум
«Государственные закупки: эффективность, риски, международное
профессиональное сообщество». Мероприятие проводилось Общероссийской
общественной организацией «Гильдия отечественных специалистов по
государственному и муниципальному заказам» (ООО «ГОС») и Институтом
управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьёва Национального
исследовательского университета «Высшая школа экономики».
В
рамках форума были проведены секции по специфике закупок в различных
отраслях экономики. Секции стали площадками, на которых происходило
обсуждение перспектив развития системы государственных закупок и
выработка подходов и форм повышения эффективности государственных и
корпоративных закупок, учета специфики закупок, закупочных рисков.
9
июня в рамках V Международного форума была проведена секция по
специфике закупок строительного подряда и проектно-изыскательских работ.
Модераторами секции выступили Марианна Самсонова, заместитель директора
Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики
Министерства регионального развития Российской Федерации и Леонид
Бандорин, директор Департамента нормативного обеспечения и развития
саморегулирования НОСТРОЙ.
Негативные последствия от действия
норм 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,
устанавливающих обязательный порядок размещения заказов в области
строительства на электронных аукционах, во много раз превысили
положительный опыт реализации этой процедуры. Демпинг цены контракта,
судебные тяжбы между заказчиками и подрядчиками сделали невозможной
дальнейшую работу в рамках 94-ФЗ. Закон не ориентирован на результат, и в
итоге экономия средств федерального бюджета происходит в ущерб качеству
строительной продукции.
Формат секции по специфике закупок
позволил высказать свои предложения и замечания как представителям
подрядных организаций, так и государственным заказчикам. В обсуждении
изменений в законодательство о размещении госзаказов в строительной
сфере приняли участие представители органов государственной власти,
Национального объединения изыскателей, делового сообщества, средств
массовой информации и общественности Российской Федерации. В ходе
заседания участники рассмотрели вопросы, касающиеся применения способов
размещения заказа, квалификационных требований, критериев оценки заявок
на участие в конкурсе, ответственности участников размещения заказа и
пр.
В первой части секции Леонид Бандорин объяснил участникам суть
предложений Национальных объединений СРО в сфере строительства к проекту
Федерального закона о внесении изменений в ФЗ-94 в части особенностей
размещения заказа на выполнение изыскательских и проектных работ, работ
по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов
капитального строительства. В частности, предлагается, чтобы заказчик
определял форму размещения заказов на выполнение изыскательских и
проектных работ, кроме аукциона. Среди дополнительных квалификационных
требований к участникам предлагается установить такой критерий, как опыт
выполнения аналогичных работ (по видам, группам, типологии объектов,
предмету контракта, перечню и стоимости работ) за пятилетний период,
предшествующий дню подачи заявки, одной завершённой изыскательской или
проектной работы, не менее одного завершённого объекта строительства,
финансовую устойчивость, а также репутационные требования и финансовая
устойчивость. Неценовые критерии предлагается максима
льно раскрыть, чтобы гарантировать объективность механизма реализации института предквалификации.
Большой
резонанс вызвал вопрос о способах размещения заказа на строительство
зданий и сооружений. Подавляющее большинство присутствующих высказались в
пользу размещения заказа на изыскания, проектирование, строительство
только на конкурсах. Участники секции решили сосредоточиться на
первоочередных поправках в ФЗ-94, которые должны быть внесены до
разработки общего законопроекта о федеральной контрактной системе. В
этой связи было принято решение не обсуждать предложение о расширении
круга участников размещения заказа посредством консорциума (группы лиц,
объединенных договором простого товарищества), а также не
предусматривать возможность размещения заказа «под ключ», когда создание
объекта понимается как неразрывная взаимосвязь процессов инженерных
изысканий, проектирования, строительства, пуско-наладочных работ,
эксплуатации.
По результатам обсуждения вопроса об
ответственности участников размещения заказа стороны сошлись на том, что
исполнительный орган СРО в сфере строительства должен нести
административную ответственность за несвоевременное предоставление, а
также предоставление недостоверных сведений по запросу государственного
заказчика.
По итогам совещания участники секции сформировали таблицу предлагаемых изменений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в строительной сфере.