В рамках Дня саморегулирования состоялась конференция «Обеспечение информационной открытости в СРО»

Модератор конференции, председатель Комитета НОСТРОЙ по информационной политике Артур Трапицын напомнил, что ровно год назад на этой же площадке в рамках дня саморегулирования участники аналогичного круглого стола обсуждали законопроект по вопросам повышения информационной открытости СРО, отмечали его недостатки и давали конкретные предложения, а доклады носили в основном концептуальный характер. Тогда же была инициирована разработка стандарта раскрытия информации СРО.

- В законопроект был внесен ряд существенных замечаний и дополнений, к сожалению, не все они были учтены законодателем, в результате чего закон, вступивший в действие 5 декабря, имеет множество недочетов. Тем не менее, за прошедший год была проведена серьезная работа и на площадке Комитета, и на площадке Совета ТПП РФ по саморегулированию. При Комитете была сформирована рабочая группа, которая разработала техническое задание на разработку документа по раскрытию информации и провела серьезную работу над самим документом. В рамках Совета ТПП РФ по саморегулированию нам удалось усилить эту рабочую группу экспертами из других отраслей саморегулирования, в результате сегодня мы готовы представить вам «Типовое положение о раскрытии информации», - сообщил А. Трапицын, передавая слово основным разработчикам документа Евгению Семьянову и Глебу Бабинцеву.

Представляя проект, Евгений Семьянов подчеркнул, что документ носит рекомендательный характер, а также заметил, что «Положение»  «систематизирует то, что предусмотрено ФЗ-113 и предусматривает то, что в законе не предусмотрено». 

Глеб Бабинцев рассказал, что при создании документа эксперты исходили из интересов трех категорий пользователей. Первая группа – потребители, которым всегда нужен максимум структурированной информации, гораздо больше, чем предполагает законодательство. Вторая - члены СРО, которые в интересах бизнеса не очень заинтересованы раскрывать излишнюю информацию, кроме той, что требует закон. И третья категории – саморегулируемые организации, которые обязаны исполнять законодательство, но при этом хотят снизить объем затрат на выполнение этой задачи. 

- Для всех трех групп пользователей значительно облегчит ориентирование на сайте СРО одинаковое расположение основных ссылок, унифицированная структура разделов и  единообразный формат реестров, - подчеркнул Г. Бабинцев три главных принципа «Положения» и продемонстрировал примеры их соблюдения.

Множество критических замечаний было высказано участниками конференции в ходе обсуждения ведомственного приказа Минэкономразвития  РФ «Об утверждении Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами саморегулируемых организаций». Сегодня этот документ открыт для публичного обсуждения. 

Эксперты Комитета проект приказа уже проанализировали, выявили ряд серьезных «узких мест», которые и озвучили свое заключение в ходе конференции.

- Данный приказ  содержит ряд не вполне логичных требований. В частности стратегической ошибкой мы считаем разрешение ведения реестра отдельным файлом. Конечно, в приказе есть нормы, которые будут работать, однако ряд норм либо не соответствуют цели саморегулирования, либо сильно осложняют жизнь СРО, либо в принципе технически неисполнимы. А между тем на этот приказ будут ориентироваться все проверяющие органы, поэтому наша задача сегодня максимально полно отразить в экспертном заключении все неувязки и предложить верные формулировки - чем больше СРО пришлют свои замечания, тем выше вероятность, что приказ будет скорректирован, - отметил А. Трапицын.

Заместитель начальника Управления Департамента градостроительной политики города Москвы, ответственный секретарь Комиссии по работе с СРО в строительном комплексе г. Москвы Татьяна Трапезникова в своем выступлении выразила надежду, что вступивший в действие закон все же будет работать. Пока же, подчеркнула она, идентифицировать компанию, изучая реестры СРО весьма проблематично. Кроме того, они зачастую не отражают той информации, которая требуется квалифицированному потребителю, в частности градостроительному комплексу как государственному заказчику. 

Представитель Ростехнадзора, консультант отдела Государственнного строительного надзора Кузьма Логинов рассказал, что ФЗ-113 наделил федеральные органы, в том числе и Ростехнадзор, полномочиями рассматривать дела об административной ответственности за нарушения в сфере информационной открытости: 

- Ростехнадзор систематически наблюдает за размещением информации на сайтах СРО в строительной отрасли и выявил нарушения примерно у трети организаций. Более того, 9% СРО вообще не имеют сайта или имеют сайт, который невозможно открыть, при этом доменное имя сайта вообще не зарегистрировано в сети Интернет. 

Как пояснил чиновник, отсутствие сайта влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 до 200 тыс. руб.  Прочие нарушения, например, неразмещение информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда СРО, а также сведений, содержащихся в реестре членов СРО, чреваты наложением штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб., на юридических лиц - от 20 до 50 тысяч.

Кстати, в соответствии с нормой закона ведомство получило право осуществлять внеплановые документарные проверки по заявлениям граждан о нарушениях требований к информационной открытости или по уведомлению Национального объединения саморегулируемых организаций, сообщил К. Логинов.

Главный специалист Отдела мониторинга и анализа НОСТРОЙ Юлия Пилясова рассказала о наиболее распространенных ошибках  СРО при раскрытии информации, а  замначальника отдела методологии и нормотворчества НОСТРОЙ Роман Ковнер представил в своем выступлении Проект по единообразному ведению реестра.

Под занавес горячего обсуждения участники конференции поддержали очень важные предложения. Так, исполнительный директор НП «Стройбизнесинвест» (г. Великий Новгород) Александр Шилов попросил рабочую группу Комитета создать один сайт-образец, на который могли бы ориентироваться все остальные СРО.

- Вместо того, чтобы рассказывать как правильно раскрывать и размещать  информацию, лучше показать, то есть создать для одной-двух СРО (но с численностью не менее 500 членов) сайт-образец. Чтобы мы могли увидеть, как отражены в нем проверки, страхование и прочая важная информация.

Кроме того, в очередной раз прозвучало предложение создать единый реестр членов СРО на сайте Национального объединения строителей, примерно такой ресурс уже функционирует на сайте Национального объединения проектировщиков.
Отметив оба предложения как очень дельные, модератор конференции заверил участников, что они будут включены в итоговую резолюцию  и рекомендованы для рассмотрения на Совете НОСТРОЙ. 

Участники конференции поддержали и другие предложения, которые вошли в итоговую резолюцию:

- Одобрить  Положение о раскрытии информации, рабочей группе доработать документ с учетом замечаний и предложений, рекомендовать саморегулируемым организациям в дальнейшем использовать в своей работе данный документ  и принять как  обязательный  внутренний  документ саморегулируемой организации «Положение о раскрытии информации, устанавливающий порядок обеспечения информационной открытости деятельности СРО и деятельности её членов», предусмотренный № 113-ФЗ от 07.06.2013г., 

- Рекомендовать госорганам использовать данный документ  при разработке документов по направлению «Информационная открытость в саморегулировании».

- Комитету НОСТРОЙ по информационной политике продолжить аналитическую и методическую работу по установлению единых подходов к раскрытию информации СРО и их членов.

-  Поддержать замечания к приказу Минэкономразвития и в оперативном режиме до 18 декабря направить их от лица НОСТРОЙ в Министерство экономического развития РФ.


Источник: Комитет по информационной политике, текст и фото Наталья Чистякова