13 августа состоялось обсуждение ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» в рамках деловой программы Третьего Международного форума «Технологии в машиностроении-2014».

13 августа в рамках деловой программы Третьего Международного форума «Технологии в машиностроении-2014» состоялось совместное заседание общественных советов при Минпромторге России, Росстандарте и Ростехнадзоре на тему «О повышении роли стандартизации в установлении обязательных требований законодательства Российской Федерации и развитии технологий в машиностроении».

В работе мероприятия принял участие член Общественного Совета Росстандарта, Председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий НОСТРОЙ, генеральный директор НП СРО «СтройСвязьТелеком», генеральный директор Национальной ассоциации регулирования качества инфокоммуникаций и НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс», д.э.н., академик Международной академии информатизации Ю. И. Мхитарян. В своем выступлении по проекту федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» он отметил важность его принятия для повышения роли стандартизации в Российской Федерации и обратил внимание на то, что во 2 статье Конституции Российской Федерации основополагающей нормой определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В этой связи в перечне основных целей стандартизации ст. 3 Проекта федерального закона обеспечение безопасности жизни, здоровья людей должно быть указано не в десятом пункте, а в первом. В структуре целей и задач стандартизации обязательное место должна найти реализация такого основополагающего правового принципа, как обеспечение безопасности имущества юридических лиц. Юрий Мхитарян в своем выступлении также обратил внимание на то, что ст.10 «Полномочия федеральных органов исполнительной власти, государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в сфере стандартизации» нарушают ст.8 Конституции Российской Федерации. Этой статьей определено равенство всех форм собственности. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ, Государственная корпорация – одна из форм некоммерческих организаций, и нет юридических оснований противопоставлять ее другим формам некоммерческих организаций и формам собственности. В связи с этим докладчик предложил изменить название ст. 10 и изложить в следующей формулировке: «Полномочия федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов в сфере стандартизации», что приведет к необходимой, с правовой точки зрения, редакции содержания данной статьи. Далее Юрий Мхитарян в своем выступлении обратил внимание на то, что по этой же причине необходимы изменения в п. 2 ст. 11 «Технические комитеты по стандартизации», в которой почему-то из всего многообразия форм некоммерческих организаций также особо выделено участие государственных корпораций в развитии технических комитетов по стандартизации. Неоправданно, по мнению выступающего, в п.1 ст.14 «Отраслевые и межотраслевые советы в сфере стандартизации» проекта данного федерального закона формировать отраслевые и межотраслевые советы в сфере стандартизации следует исключительно при общероссийских общественных организациях. Этим нарушаются конституционные нормы. Согласно ст.14 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ, под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения (организации), отделения или филиалы и представительства. Очевидно, что такой признак никак не свидетельствует о потенциале, опыте организации работ в подготовке национальных стандартов. По мнению Юрия Мхитаряна, отраслевые и межотраслевые советы в сфере стандартизации должны формироваться при организациях, имеющих надлежащий потенциал, опыт в разработке национальных стандартов. Неоправданным и противоречащим действующему законодательству (ч.5 ст.22 «Программы по стандартизации», а также ч. 7 ст.24 «Основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации. Реализация государственной политики») является выделение государственных корпораций из числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих работы по стандартизации. Для этого нет юридических оснований. Обобщая свое выступление, Юрий Мхитарян предложил в законопроект дополнительную статью, в соответствии с которой Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, органы исполнительной, региональной власти должны создавать условия для организации технических комитетов, являющихся основным звеном в организации стандартизации в Российской Федерации.