«Северный широтный ход возродит Северный морской путь и укрепит Российскую Арктику…»

7 августа, в Салехарде Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов провел заседание рабочей группы «Развитие транспортной системы» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. В работе приняли участие временно исполняющий обязанности Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, а также специалисты министерств энергетики, промышленности и торговли, экономического развития РФ, руководители профильных структур Правительства ЯНАО, представители ведущих транспортных компаний страны, а также представители субъектов Федерации Арктической зоны России.

Открывая встречу, Максим Соколов отметил, что лучшее место для первого заседания госкомиссии по вопросам Арктики, чем Салехард - нет. Напомним, 6 августа делегация побывала в Сабетте, где идет реализация крупнейшего в стране и мире проекта «Ямал СПГ». А сегодня они вместе с Дмитрием Кобылкиным посетили новый речной вокзал в столице округа: «Не смотря на то, что на Ямале тяжелые климатические условия и короткий летний сезон, мое впечатление, что это один из лучших речных вокзалов нашей страны. Думаю, что все коллеги, которые находятся здесь из арктических регионов, должны взять это на заметку», - сказал Министр транспорта РФ.

Первый и основной блок заседания рабочей группы посвятили развитию железнодорожной инфраструктуры Арктической зоны России. Доклады на тему реализации железнодорожного проекта «Северный широтный ход» представили временно исполняющий обязанности Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин и генеральный директор федерального учреждения «Ространсмодернизация» Илья Гудков.

В докладе о создании Арктического транспортного коридора России на территории Ямала Дмитрий Кобылкин, в частности, акцентировал внимание участников на том, что от своевременного формирования и развития транспортной инфраструктуры Арктики зависит не только успешная реализация ресурсного потенциала Ямала и Западной Сибири, но и развитие экономики ряда регионов и России в целом.

Напомним, сегодня на Ямале реализуется три проекта, которые призваны сформировать Арктический транспортный коридор: строительство морского порта «Сабетта», автомобильной дороги «Сургут – Салехард, участок Надым – Салехард» и железнодорожный «Северный широтный ход».

«Правительство Ямала собственными силами и средствами уже приступило к реализации ключевых инфраструктурных проектов, - сказал Глава арктического региона. - Объекты отвечают задачам Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации. Реализация этих проектов положительно скажется на военно-стратегической составляющей страны, появится более трёхсот тысяч новых рабочих мест, возрастет доходная часть бюджетов всех уровней, Северный морской путь получит искомую загрузку», - отметил Дмитрий Кобылкин.

Напомним, изначально морской порт «Сабетта», который является составляющим звеном Арктического транспортного коридора, обеспечивающего выход к Северному пути, рассматривался как часть проекта «Ямал СПГ», который подразумевает строительство крупнейшего в стране завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал. В дальнейшем при участии Президента России Владимира Путина было принято решение преобразовать его в многофункциональный порт. Уникальность географического расположения автономного округа, которое Президент России отмечал, будучи на Ямале в 2012 году, даёт возможность создать конкурентоспособную логистическую модель и обеспечить круглогодичные поставки не только СПГ, но и товаров широкого назначения на рынки и Европы, и Северной Америки, и в Азиатско-Тихоокеанский регион через Северный морской путь.

Отмечая реализацию других этапов Арктического транспортного коридора, нужно отметить, что за счет средств бюджета ЯНАО и программы «Сотрудничество» возводится автодорога «Надым – Салехард» протяженностью 330 км. Сегодня готовность автодороги составляет 42%. Она крайне необходима для будущего строительства железной магистрали Северного широтного хода, которая пройдёт параллельно автомобильной трассе.

До конца года планируется завершить строительство автомобильной части мостового перехода через реку Надым. Строительство объекта стоимостью более 14 млрд рублей также финансируется из средств регионального бюджета. Завершено проектирование железнодорожной линии «Бованенково – Сабетта», которая является уже завершающим звеном будущего транспортного коридора.

«Северный широтный ход напрямую повлияет на возрождение Северного морского пути, - сказал на заседании Глава арктического региона. - Ямал получит круглогодичную связь с Уралом и Северо-Западом России. Транспортная система страны выйдет к Северному морскому пути через порт Сабетта. Магистраль обеспечит сокращение сроков доставки и позволит экспортировать не только ямальский газ, но и товары широкой номенклатуры регионов всего Урала. Более того, в коридоре этого направления находятся существенные запасы нефти и газа, к разработке которых не приступают из-за отсутствия инфраструктуры», - отметил Дмитрий Кобылкин.

Проект «Северный широтный ход» получил поддержку у высшего руководства страны. В марте 2015 года утверждён паспорт проекта, в котором перечень основных мероприятий дополнен мероприятием по реконструкции железнодорожного участка Коноша-Чум-Лабытнанги Северной железной дороги. Сформирована грузовая база проекта – объем перевозок по широтному ходу составит до 23 миллионов тонн. В финансировании проекта присутствуют элементы государственно-частного партнёрства.

Также напомним, что на состоявшейся в марте встрече Президента России Владимира Путина и врио Губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина Глава государства выразил поддержку проекту и намерение оказания финансового подкрепления. Однако, в своем докладе на сегодняшнем заседании Дмитрий Кобылкин выразил опасения относительно переносов даты строительства моста через реку Обь – одного из сложных и дорогостоящих, но ключевого и крайне необходимого транспортно-логистического элемента Северного широтного хода. «Объем запланированного федерального финансирования был сокращен. Средства на проект предусмотрены в 2017 году в размере одного миллиарда рублей, - сообщил врио Губернатора ЯНАО. - При этом все понимают, что без строительства совмещённого мостового перехода через реку Обь фактически останавливается реализация всего проекта, так как отсутствие государственного финансирования напрямую связано с готовностью частных иностранных инвесторов вкладывать средства в этот уникальный и выгодный всей стране проект. Есть серьезные опасения, что дальнейшее торможение проекта может негативно сказаться на грузовой базе проекта. Потенциальные грузоотправители уже в ближайшее время будут вынуждены переориентировать грузовые потоки», - обратился к Министру транспорта РФ Максиму Соколову Дмитрий Кобылкин.

Реализация проекта морского порта Сабетта показала, что округ готов к строительству масштабных многофункциональных транспортных объектов. Дмитрий Кобылкин попросил Министра транспорта России оказать содействие в решении проблемы и выйти с инициативой в Правительство Российской Федерации для оказания государственной поддержки проекта. «Уверен, успешная реализация проекта Северный широтный ход не только обеспечит динамичное развитие экономики страны, но также станет опорой стратегических интересов России в Арктике», - резюмировал свой доклад врио Губернатора ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

В рамках обсуждения создания Северного широтного хода высказался вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин. Он отметил, что главной задачей на сегодня является подтверждение в федеральной целевой программе наличия финансирования моста через Обь.

«Постановление Правительства РФ или Указ Президента дадут возможность начать стройку с этого года, и откроется возможность реализации всех составных частей проекта. Это важнейшее решение, которое, на мой взгляд, требует решения в ближайшее время. По остальным участкам сомнений для реализации нет, включая и северную железную дорогу. Проектная документация разработана на участок железной дороги Обская-Салехард с совмещенным мостовым переходом через реку Обь, а также Салехард-Надым с совмещенным мостовым переходом через реку Надым. Главным является утверждение комплекса мер по государственной поддержке строительства железной дороги Северного широтного хода, включая усиление северной железной дороги», - сказал в своем выступлении первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин.

Министр транспорта РФ не раз за сегодняшний день подчеркнул мультипликативное значение Северного широтного хода. Его реализация даст новый виток развития не только Ямалу, но и всей Арктической зоне России. Проект является одним из главнейших катализаторов развития транспортной инфраструктуры и регионально-отраслевой политики.

«Мы прошли серьезный путь. Трудились вместе с Правительством ЯНАО на протяжении нескольких лет. Результатом стала интеграция и консолидация позиций всех участников этого проекта. Помимо Правительства РФ, Министерства транспорта, Правительства ЯНАО - и Российские железные дороги, и Ямальская железнодорожная компания, «Газпром» и многие другие участники, в том числе, частные инвесторы и финансовые институты, готовы вкладываться в реализацию проекта. Сегодня в рамках госкомиссии мы завершили этот большой подготовительный этап. И доложим об этом Правительству РФ. Мы утвердили базовую экономическую модель - каждый готов отвечать по своим обязательствам, в том числе, и финансовым, и теперь слово за Правительством РФ. Необходимо, чтобы эти решения нашли свое отражение не только в госпрограммах, но и в бюджете РФ на ближайшую перспективу. Только в этом случае проект может быть реализован. При положительном ответе он может быть претворен в жизнь в районе 2020 года. Помимо этого, ожидается издание Указа Президента России, который придаст особый статус этого проекта и закрепит обязательства всех его участников», - сообщил Максим Соколов.

Наша справка: Общая протяженность Северного широтного хода составит 707 км, которые соединят станцию «Обская» Северной железной дороги со станцией «Коротчаево» Свердловской железной дороги. Магистраль включит в себя несколько железнодорожных участков и объектов: железнодорожный участок «Обская – Салехард», железнодорожную линию «Салехард – Надым», совмещенные мостовые переходы через реки Обь и Надым, а также подлежащие достройке железнодорожные участки «Надым – Пангоды, Пангоды – Новый Уренгой, Новый Уренгой – Коротчаево».

Напомним, сейчас в рамках Северного широтного хода Ямал строит автомобильную дорогу «Надым – Салехард». Этот проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов Уральского федерального округа. До конца 2015 года планируется завершить строительство автомобильной части мостового перехода через реку Надым – важного звена Северного широтного хода. Строительство моста финансируется из регионального бюджета. Завершено проектирование железнодорожной линии «Бованенково – Сабетта», которая является последним звеном Арктического транспортного коридора.

Отметим, «Северный широтный ход» предполагается к реализации как за счет средств федерального бюджета и бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа, так и за счет средств ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и средств частных инвесторов, привлекаемых с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Северный широтный ход обеспечит Ямалу постоянную связь с «большой землей», соединив Северную и Свердловскую железные дороги. Многим регионам России магистраль по маршруту «Обская – Салехард – Надым – Коротчаево» откроет выход к Северному морскому пути и арктическим шельфам, повысит транспортную безопасность России, обеспечит своевременную и полномасштабную реализацию государственной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, надёжно обеспечит геополитические и макроэкономические позиции страны в Арктике.